Еще один взгляд на факты боевой биографии Героя Советского Союза Ивана Евграфовича Фёдорова…
«Некоторые исследователи упорно называют Ивана Евграфовича Фёдорова самым результативным советским лётчиком, сбившим более ста самолётов противника. А.Антонов-Овсеенко, например, пишет, что И.Фёдоров сбил 28 самолётов в небе Испании и 95 — в годы Великой Отечественной войны (Антонов-Овсеенко А. «Напрасный подвиг». М, 2003).
В архивном деле №8803 значится, что за год пребывания на испанском фронте И.Е.Фёдоров «совершил 286 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолётов противника и 13 в группе…», в том числе два Me-109, считавшихся неуязвимыми, дважды таранил вражеские машины (18 июля и 21 августа 1937 г. — оба тарана документального подтверждения не имеют). За проявленную храбрость начальник авиации Испанской Республики Игнасо Идальго де Сиснерос вручил И. Фёдорову орден «Лавры Мадрида». Такую награду в СССР получили всего 5 человек.
В авиационной энциклопедии, изданной в 1994 году, говорится о сбитых лично 49-и и в группе — 47-и самолётах противника. Называются и более высокие цифры — 134 сбитых самолёта, то есть в два раза больше чем у официально признанных воздушных асов И. Кожедуба и А. Покрышкина. Есть и более взвешенные, похожие на достоверные, данные. В книге Н.Бодрихина, например, говорится о «более 20 самолётах». На счету Фёдорова, кроме того, 6 воздушных таранов, испытание 297 типов самолетов, в том числе первых реактивных истребителей, на одном из которых он достиг скорости звука. А 26 декабря 1948 года И.Е.Фёдоров первым в СССР превысил звуковой барьер на самолете Ла-176 и признан в нашей стране родоначальником первого сверхзвукового полёта.
Фёдорова трижды представляли к званию Героя — в 1938-м, в 1944-м и в 1948-м. Удачной оказалась только третья попытка. Фёдоров связывал это с тем, что ещё в 38-м в НКВД на него завели особую папку. Тогда, за сбитые в Испании самолёты его впервые представили к званию Героя Советского Союза. Но в ходе застолья награждённые устроили драку, которая переросла в перестрелку. Двое были убиты, несколько человек получили ранения. Один из скончавшихся, которого нокаутировал И. Фёдоров, оказался сотрудником НКВД. После этого, естественно, никто из участников побоища наград не получил, а славу Ивана Евграфовича, по его собственным словам «засекретили наглухо».
Об этих и многих других невероятных историях и дуэлях И.Е.Фёдорова как воздушных, так и «наземных», написано немало (например, «Вокруг света». 2001, №12). Между тем, анализ этих публикаций показывает, что в их основе лежат рассказы самого Ивана Евграфовича. Относиться к ним надо с известной долей осторожности, поскольку воздушный ас любил, видимо, приукрасить события, имевшие место в действительности. Из серьёзных исследователей, предпринявших попытку сопоставить его рассказы с архивными документами, можно назвать Л.М.Вяткина («Трагедии воздушного океана». «Прибой», 1999). Но и он не нашёл документальных подтверждений большинству из этих историй. А в мемуарах командующего 3-й воздушной армией М.Громова и других ветеранов, например, работника штаба этой армии П Анищенкова, о подвигах И.Е.Фёдорова нет ни слова.
Между тем большинство историй, рассказанных Фёдоровым, имели место в действительности. Весь вопрос лишь в том, насколько они приукрашены и в какой степени соответствуют реальности в результате их интерпретации, сделанной автором много лет спустя.
О своем знаменитом побеге на фронт в июне 1942 года из КБ С.Лавочкина Фёдоров рассказал следующее:
«В то время КБ Лавочкина находилось в Горьком. На самолёте, который испытывал, я долетел до Монино, горючее — к нулям. Под пистолетом, в котором, кстати, и патронов не было, заставил механика заправить самолёт и взял курс на Калининский фронт, к Громову, в 3-ю воздушную армию… Руководство завода объявило меня дезертиром, потребовало вернуть с фронта. Громов успокоил: „Если бы ты с фронта удрал, тогда судили бы, а ты же на фронт“. Действительно, дело закрыли, но жену, оставшуюся в Горьком, лишили довольствия. Попросил я у Громова двухместный истребитель. Слетал за ней. Воевать стали вместе: она была тоже лётчица. Громов потребовал от меня не афишировать, что Аня — моя законная супруга. Пришлось представить её так называемой походно-полевой женой. Из-за этого случилась одна из дуэлей. Один офицер грязью её, как говорится, облил. Я его вызвал. Он промазал, а я специально пустил пулю поверху. Кстати, ни в одной из шести дуэлей я не стрелял прицельно в „противника“. Главное было показать, что готов до конца отстаивать свою честь. А вообще-то, конечно, молодые были, горячие, смешно теперь вспоминать» («Труд». 2000, 10 мая).
Побег Фёдорова на фронт — это установленный факт. А вот на счёт шести дуэлей есть большие сомнения.
Соответствует действительности и рассказ Фёдорова о специальной штрафной авиагруппе, которая была сформирована летом 1942 года в составе воздушной армии на Калининском фронте. О ней нет упоминаний ни в одном из многочисленных научных трудов на эту тему. Но в личном деле Федорова чёрным по белому записано — «командир группы лётчиков-штрафников» («Трагедии воздушного океана»). Командовать «воздушными хулиганами» никто из асов 3-й воздушной армии не захотел. А Фёдоров сам считался хулиганом, имел прозвище «Анархист» и добровольно вызвался возглавить эту группу, включавшую 64 штрафника. В неё входили лётчики-истребители Калугин, Минченко, Покровский, Решетов и др. Кроме того, авиагруппу усилили лучшими асами 3-й воздушной армии — А.Боровых, В.Зайцевым, Г.Онуфриенко и др.
Авиагруппа штрафников дислоцировалась недалеко от Андреаполя (на аэродроме Башарово) и воевала довольно успешно. А в октябре того же года была преобразована в полк асов (при расформировании штрафной группы И. Е. Фёдорова лётчиков реабилитировали и представили к орденам и медалям, четверых — к званию Героя Советского Союза), о чём тоже имеется отметка в личном деле И.Е.Фёдорова. Вместе с тем, утверждения о том, что за август-сентябрь 1942 года «штрафники» подбили около 400 вражеских самолётов, мало на чём основаны. Документально эти победы не подтверждены и на официальные счета проштрафившихся лётчиков записаны не были. Но основания утверждать, что на самом деле И.Е.Фёдоров сбил самолётов больше, чем значится на его официальном счету, у нас, безусловно, есть.
Формирование штрафной авиагруппы совпало с появлением на том участке фронта немецких асов, самолёты которых были разрисованы игральными картами. Немецкую группу, включавшую 28 пилотов, возглавлял полковник фон Берг. Его И.Фёдоров «завалил» в бою со своим ведомым А.Боровых. А наглядное доказательство тому представил недавно Л.М.Вяткину — Иван Евграфович сохранил фамильную офицерскую шпагу в никелированных белых ножнах, принадлежавшую предкам фон Берга. Вот что он рассказал об этом эпизоде:
— У их командира полковника фон Берга на стабилизаторе красовался трехглавый дракон. Чем же эти асы занимались? Если на каком-то участке фронта наши дерутся хорошо, то они прилетают и бьют их. Потом перелетают на другой участок — там наших колошматят. Вот нам и поручили пресечь это безобразие. И мы за два дня всех немецких асов этой группы ухлопали. В один из боёв мне удалось сбить самого «дракона» и «червонного туза». После боя мне принесли шпагу, кортик, маузер и курительную трубку в виде головы Мефистофеля со светящимися, фосфоресцирующими зубами и глазами и с автографом Гитлера. Это были личные вещи фон Берга (газета «Труд». 2000, 10 мая).
В январе 1944 года командир 6-го истребительного авиационного корпуса гвардии полковник Н. Жильцов вторично представил И.Е.Фёдорова к званию Героя Советского Союза, указав, что за сбитые самолёты он ещё не был награждён. Однако сменивший Жильцова генерал Е.Ерлыкин нашёл массу недостатков в авиадивизии, которой руководил Фёдоров, отстранил его от должности комдива и высказал «целесообразность посылки Фёдорова на курсы командиров дивизий для углубленного приобретения оперативно-тактических знаний».
Став заместителем командира 269-й авиадивизии, Фёдоров вновь собрал специальную группу, состоящую из девяти лётчиков, вместе с которыми продолжал заниматься «свободной охотой» за линией фронта. После проведённой воздушной разведки эта группа, как правило, к вечеру пролетала над одним из немецких аэродромов и сбрасывала банку с грузом и запиской внутри, в которой немецким лётчикам предлагалось провести поединок, причем строго по числу самолётов, прилетевших с советской стороны. Немцы принимали вызов, и начинались воздушные дуэли. По словам Фёдорова только в этих «дуэлях» он одержал 21 победу, а свой самый удачный бой провёл в небе над Восточной Пруссией в конце 1944-го, сбив сразу 9 «мессершмитов». Но опять же никаких документальных подтверждений этому не имеется (лётчики, входившие в «группу Фёдорова», удостоены в годы войны звания Героя Советского Союза, двое из них — В.Зайцев и А.Боровых — дважды). Как, впрочем, и истории о награждении И.Е.Фёдорова Адольфом Гитлером железным крестом (И.Е.Фёдоров рассказывал, что за несколько дней до начала войны в рамках обмена опытом вместе с известными асами Стефановским, Супруном и Викторовым, облетал в Берлине несколько типов немецких самолётов. Фёдоров, в частности, на самолёте «Хейнкель-100» за несколько минут выполнил, с его слов, более 100 фигур, в том числе замедленную бочку, которую в то время мало кто мог выполнить. Гитлер был ошеломлён и 18 июня 1941 г. на прощальном вечере вручил Фёдорову «Железный крест с дубовыми листьями 1-й степени»)…