Николай Васильевич Буряк

Николай Васильевич Буряк

Николай Васильевич Буряк – Герой Советского Союза (04.02.1944). Командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка 203-й истребительной авиационной дивизии 1-го штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии Степного фронта, старший лейтенант.

Родился 15 января 1918 года в селе Желанное ныне Марьинского района Донецкой области  Украины* в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода имени В.И.Ленина.

В Красной Армии с 1937 года. В 1938 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны с января 1942 года.

Командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт) старший лейтенант Николай Буряк к сентябрю 1943 года совершил 254 боевых вылета, провел 84 воздушных боя, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолет противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Буряку Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1494).

Всего за годы войны Н.В.Буряк произвёл 395 успешных боевых вылетов, провёл 104 воздушных боя, сбил 17 самолётов противника лично и 1 — в группе с товарищами.

После войны отважный летчик продолжал службу в ВВС СССР. В 1947 году окончил высшие офицерские летно-тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. С 1960 года полковник Буряк Н.В. — в отставке. Жил в городе Коломна Московской области. Работал начальником отдела кадров автоколонны. Уйдя на заслуженный отдых, генерал-майор авиации в отставке переехал в городе Краматорск Донецкой области Украины. Являлся членом Социал-демократической партии Украины (объединенной).

Герой Советского Союза Н.В.Буряк скончался в ночь на 27 декабря 2006 года. Похоронен в Краматорске.

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалями.

* * *
На фронт Николай Васильевич попал в январе 1942 года. Ему, летчику-истребителю, пришлось защищать с воздуха наши войска, сражавшиеся с немецко-фашистскими захватчиками на Керченском полуострове. В жарких воздушных боях над Крымом с превосходящими силами противника закалялась воля, совершенствовалось боевое мастерство Н.В.Буряка, рос его авторитет среди товарищей. Когда наши части оставили Керченский полуостров, Николая Васильевича в числе одиннадцати лучших пилотов направили в помощь героическим защитникам Севастополя. Обстановка там была крайне сложной. Базы снабжения горючим и боеприпасами находились далеко — в Новороссийске и Туапсе. К тому же в распоряжении нашей авиации был всего один аэродром на мысе Херсонес, который не только постоянно подвергался бомбардировочным ударам немецких самолетов, но и обстреливался артиллерией противника. Несмотря на все эти трудности советские летчики поднимали машины в воздух и вступали в ожесточенные бои с вражеской авиацией.

5 июня Н.В.Буряк вылетел в 14-й раз на выполнение боевого задания. К месту расположения советских войск шла большая группа бомбардировщиков под прикрытием 12 «мессершмиттов». Шестерка истребителей Як-1 во главе с командиром полка подполковником Кутихиным смело бросилась навстречу этой воздушной армаде. Пара Яков во главе с ведущим ринулась на головной «юнкерc». Шедший сзади Буряк увидел, как самолет командира полка сверху атаковали два «мессершмитта». Прибавив скорость, Николай Васильевич бросился наперерез вражеским истребителям и отсек их пушечно-пулеметным огнем. В это время два других «мессершмитта» зашли в хвост истребителю Буряка. Он успел их заметить в самый последний момент и попытался увернуться, но было уже поздно: трасса, выпущенная фашистским летчиком, прошила правое крыло Яка, как раз то место, где находились бензобаки. Самолет мгновенно загорелся, пламя быстро достигло кабины летчика. Поняв, что спасти машину уже невозможно, Н.В.Буряк выбросился с парашютом. Озверевшие гитлеровцы дважды атаковали спускавшегося на парашюте советского летчика и ему только чудом удалось избежать гибели: пули не только не задели его, но и не повредили купол парашюта, который относило ветром все дальше в море. Около двух часов пробыл летчик в ледяной воде волнующегося моря, пока его не подобрали на борт проходившего мимо военного катера.

Уже в двадцатых числах июня, получив новый самолет, Н.В.Буряк продолжал бои в небе родного Донбасса, под Ворошиловградом. Несколько дней летная часть базировалась на том самом аэродроме, где в 1938 году Николай летал курсантом Ворошиловградской школы военных летчиков. Он рассказывал товарищам, как, будучи слесарем Красногоровского паровозного депо, загорелся идеей стать летчиком, поступил в Красногоровский филиал Сталинского аэроклуба, а вскоре стал военным летчиком.

Потом были ожесточенные воздушные бои под Ростовом, Новочеркасском, в Сальских степях, на Северном Кавказе. И, наконец, участие в наступательных операциях под Воронежем и Белгородом, в боях по освобождению Харькова, Правобережной Украины и Молдавии. Н.В.Буряк за время войны совершил 395 боевых вылетов, в 104 воздушных боях сбил 17 самолетов противника, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны на груди заместителя командира полка по летной подготовке гвардии майора Буряка кроме ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» сияли три ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны II степени, Красной Звезды и многие медали.

Патриотический интернет проект «Герои Страны»

* В настоящий момент Донецкой народной республики Российской Федерации.

Добавить комментарий