Владимир Михайлович Петляков — советский авиаконструктор. Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Владимир Петляков родился 27(15) июня 1891 года в селе Самбек Области Войска Донского (близ города Таганрога) в семье чиновника.
В 1911 году Владимир окончил в Таганроге восьмиклассное техническое училище. Скопив 25 рублей, поехал в Москву поступать в Императорское Московское техническое училище. Петляков поступил на механический факультет, но из-за материальных трудностей был вынужден прервать учёбу. Продолжить учебу Петляков смог после революции, одновременно работая лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчётно-испытательном бюро.
В составе конструкторской группы Туполева Владимир Михайлович принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолётов КБ Туполева.
В 1925—1936 годах Петляков возглавлял в конструкторскую группу, занимавшуюся проектированием крыльев для самолётов Туполева. Опыт, полученный в КБ Туполева, позволил Петлякову разработать самолёт ТБ-7 (АНТ-42) — Пе-8.
В 1937 году Петляков был арестован по сфабрикованному обвинению в организации «Русско-фашистской партии», но как и многие другие арестованные авиационные специалисты, находился в заключении в специальном закрытом КБ в Москве (ЦКБ-29). В это время ему было дано задание спроектировать высотный истребитель. Такой истребитель был спроектирован, но опыт Советско-финской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости. Тогда Петлякову было поручено проектирование пикирующего бомбардировщика и он в кратчайшие сроки справился с заданием. Лаврентий Берия, курировавший в то время закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. В 1940 году за успешную разработку новой машины Владимира Михайловича освободили.
Производство пикирующих бомбардировщиков Пе-2, было налажено на Казанском авиационном заводе. Самолету было суждено стать самым массовым пекирующим бомбардировщиком производства СССР.
В 1941 году Владимир Михайлович Петляков был удостоен Сталинской премии I степени.
12 января 1942 года Петляков и его заместитель вылетели в Москву на двух новых самолётах Пе-2 для встречи с высшим руководством страны по поводу возвращения авиационных специалистов с фронта. Полёт проходил на малой высоте вдоль линии железной дороги Казань-Москва. После того как, самолёты пролетели Сергач и мост через реку Пьяну, самолёт в котором находился Петляков, упал в поле возле деревни Мамешево и разбился. Владимир Михайлович Петляков и весь экипаж погибли. Точные причины авиакатастрофы не известны. Существует несколько версий называющих различные причины аварии.
Похоронен Владимир Михайлович Петляков на Арском кладбище в Казани.
Именем выдающегося авиаконструктора названы: площадь в городе Кривой Рог, улицы в Казани, Москве (Авиаконструктора Петлякова, мкрн. «Солнцево-Парк») и Таганроге, а также Таганрогский авиационный колледж им. В.М.Петлякова. Установлены памятники в городах Сергач и Таганрог (перед авиаколледжем), памятные доски на месте гибели Петлякова (в поле возле деревни Мамешево Сергачского района) и в Москве (на Земляном валу, 25 (автор С.В.Клепиков, открыта 19.10.1984)).
Известные модели самолётов Петлякова:
- Высотный истребитель ВИ-100
- Фронтовой бомбардировщик Пе-2
- Пе-2И
- Пе-3
- Пе-3-бис
- Пе-4
- Тяжёлый бомбардировщик Пе-8
Награды
- Два ордена Ленина
- Орден Красной Звезды
- Сталинская премия первой степени (1941)