Писатель, драматург, киносценарист Евгений Львович Шварц родился в Казани 21 октября 1896 года в семье врача. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914—1916).
С детства Евгений Львович Шварц увлекался театром, писал шуточные стихи. Годы Гражданской войны провел в Ростове-на-Дону, где в 1917—1921 гг. играл на сцене Театральной мастерской под руководством режиссера П. К. Вейсбрема, а в 1921 г. вместе с труппой переехал в Петроград. Обладая даром театральной импровизации и сатирической эксцентрики, Е. Л. Шварц все же расстался со сценой, сблизился с литературной группой «Серапионовы братья». В литературной среде Е.Л.Шварца знали как блестящего выдумщика и шутника, в этом качестве он изображен (под именем Геня Чёрн) в романе О.Форш «Сумасшедший корабль». В печати Е.Л.Шварц выступил в 1923 году как фельетонист и автор стихотворных сатирических обозрений в газете «Кочегарка» (г. Бахмут), при которой он вместе с группой литераторов организовал литературный журнал «Забой». По возвращении в Ленинград — постоянный сотрудник детского отдела Госиздата, участник журнала «Еж» и «Чиж».
Первая книга Е.Л.Шварца — «Рассказ Старой балалайки» (1924) открывает цикл его произведений, адресованных детям. Тонким пониманием детской психологии, юмором, живым ощущением поэзии детства отмечены повести Е.Л.Шварца: «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (обе — 1937); «Первоклассница» (1949). Как детский писатель Е.Л.Шварц испытал влияние писателей из группы ОБЭРУИТЫ, широко практиковавших эксцентрический вымысел, остроумную шутку, веселую игру со значением и звучанием слова. Эти черты проявились и в первых пьесах Е.Л.Шварца, поставленных Ленинградским ТЮЗом («Ундервуд», пост. 1929, изд. 1930; «Клад», пост. 1933, изд. 1934), а также в сатирической комедии для взрослых «Приключения Гогенштауфена» (1934). Жанр театральной сказки, основанной на органическом соединении реального и условно-фантастического, обыкновенного и чудесного, злободневного и вечного, стал определяющим в драматургическом творчестве Е.Л.Шварца. В пьесах для детей и взрослых он свободно использовал известные сюжеты народных сказок, сказок Г.-Х.Андерсена для создания собственного, неповторимо достоверного художественного мира и живых оригинальных характеров: пьесы «Голый король» (1934), «Красная шапочка» (1937), «Снежная королева» (1938), «Тень» (1940) имеют богатую сценическую историю. Большое значение для утверждения Е.Л.Шварца-драматурга имело многолетнее творческое содружество с Ленинградским театром Комедии и его руководителем Н.П.Акимовым. В начале Великой Отечественной войны Е.Л.Шварц (в соавторстве с М.Зощенко) написал гротескную антифашистскую пьесу «Под липами Берлина» (1941, поставлена в Ленинградском театре Комедии, 1941).
Е.Л.Шварц пережил наиболее тяжелые месяцы ленинградской блокады. За годы войны он создал несколько лирических пьес: «Одна ночь» (1942) — о защитниках блокадного Ленинграда; «Далекий край» (1942) — об эвакуированных детях. Завершил начатую ранее антифашистскую пьесу-памфлет «Дракон» (1944) — одно из самых глубоких и самобытных произведений советской драматической сатиры. Условная сказочная форма пьесы обнажает истинный механизм господства и подчинения в условиях тоталитарной диктатуры, осмеивает психологию раболепия и покорности перед грубым насилием, подавляющим достоинство человека. В 1962 г. пьеса опубликована и поставлена на сцене Ленинградского театра Комедии.
В послевоенные годы драматургия Е.Л.Шварца обогатилась новыми мотивами, в ней усилились лирический элемент, внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека. Эти тенденции нашли воплощение в его последних пьесах: «Обыкновенное чудо» (1956) и «Повесть о молодых супругах» (1958). Для театра кукол Е.Л.Шварц написал пьесы «Сказка о потерянном времени» (пост. 1940, изд. 1948), «Сказка о храбром солдате» (пост. 1946), «Сто друзей» (1948). По его сценариям сняты фильмы «Золушка» (1947), «Первоклассница» (1948), «Дон-Кихот» (1957) и др.
Умер Е.Л.Шварц 15 января 1958 г. в Ленинграде.
Пьесы и фильмы по его сценариям пользуются неизменным успехом до сих пор. Говорят, что лучше всего характеризуют писателя его слова… А Шварц был и остается Мастером слова с большой буквы:
Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать. Ведь тогда он сам не знает, кто его съел, и с ним можно сохранить прекраснейшие отношения.
(«Тень», слова людоеда Чезаре Борджиа)Бороться за свою славу — что может быть утомительнее?
(«Обыкновенное чудо»)Молодые люди — жестокий народ, ведь они еще ничего не успели пережить. («Обыкновенное чудо»)
Благоразумные люди переводят свои капиталы за границу. Один банкир перевел даже свои золотые зубы, и теперь он все время ездит за границу и обратно. На родине ему теперь нечем пережевывать пищу.
(«Тень», слова министра финансов)Шантажиста мы разоблачили бы, вора поймали бы, ловкача — перехитрили бы, но… поступки простых и честных людей иногда так загадочны!
(«Тень», слова министра финансов)Человек честным трудом заработал много денег. И вдруг у него появился зловещий симптом: особый беспокойный, голодный взгляд обеспеченного человека. Отныне он бесплоден, слеп и жесток.
(«Обыкновенное чудо»)Именно свои влюбленным кажутся особенно чужими. Все переменилось, а они остались такими, как были.
(«Обыкновенное чудо»)Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
(«Сказка о потерянном времени»)Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники.
(«Снежная королева»)Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса. («Золушка»)
Человеческие души очень живучи. Разрубишь тело пополам — человек околеет. А душу разорвешь — станет послушней, и только.
(«Дракон»)Вряд ли и водка доставит человеку удовольствие, если пить ее по предписанию врача и покупать в аптеке по рецепту.
Я пишу все, кроме доносов…
Подготовил Олег Пустовойт (dN)
P. S. Очень интересно о Шварце в своих воспоминаниях писал А.И.Пантелеев, автор «Республики Шкид».