Трашутин Иван Яковлевич

Иван Яковлевич Трашутин

Дважды Герой Социалистического Труда (16.02.1966 и 19.01.1976). Выдающий конструктор-моторостроитель, один из основоположников научной школы конструирования дизелей, главный конструктор по моторостроению ордена Ленина Специального конструкторского бюро №75 Челябинского тракторного завода, инженер-полковник. Лауреат Сталинской премии (1946), Государственной премии СССР (1974). Награждён четырьмя орденами Ленина (19.09.1941, 30.04.1945, 19.02.1966, 19.01.1974), орденом Красной Звезды (5.06.1942), медалями.

Иван Яковлевич Трашутин родился 18 (по старому стилю 5) января 1906 года в заводском посёлке Горловка Екатеринославской губернии (ныне город …). Семья жила в крайней бедности. из семи детей выжили только двое. С 1914 года семья жила в Харькове, где отец стал работать в литейном цехе Харьковского паровозостроительного завода. Окончил три класса церковно-приходской школы.

Весной 1918 года отец ушел добровольцем в Красную Армию. Двенадцатилетний ребенок вынужден был устроиться на отцовский завод, работал рассыльным подручным слесаря, слесарем на сборке дизелей.

С 1920 года — в комсомоле. Активного и инициативного парня вскоре избрали членом Харьковского городского комитета комсомола. С 1922 года учился на рабфаке. С 1925 года — член ВКП(б) и студент механического факультета Харьковского технологического института. В марте 1930 года окончил институт, вернулся в Харьков на родной Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна, работал инженером-конструктором в отделе тепловых двигателей. Этот отдел наряду с паровозами и тракторами разрабатывал моторы для них. Молодой инженер принял активное участие в разработке нового тракторного дизеля Д-40. Весной 1931 года направлен в длительную учебную командировку в США, в Массачусетский технологический институт. Во время летних каникул работал контролером по приемке у американских фирм оборудования для строящегося Челябинского тракторного завода (ЧТЗ). В конце 1933 года Трашутин успешно защитил диссертацию с присвоением степени магистра технических наук и вернулся на Родину.

В декабре 1933 года назначен старшим инженером-конструктором дизельного отдела Харьковского паровозостроительного завода, где активно включился в работы по доводке и посвоению серийного производства первого советского танкового двигателя БД-2 (позднее переименован в В-2), сосредоточившись на наиболее проблемных вопросах — на совершенствовании конструкции на надежность, на доработке узлов мотора, на разработке технологии его производства. С февраля 1937 года — помощник начальника отдела опытных работ на том же заводе. Во многом благодаря его самоотверженной работе в 1938 году состоялись первые, а в 1939 году — повторные государственные испытания двигателя В-2. Двигатель стали устанавливать на легких танках.

25 мая 1938 года И. Я. Трашутин был арестован органами НКВД СССР по стандартным обвинениям во вредительстве и в шпионаже (аукнулась командировка за рубеж). Однако ему повезло — после назначения в ноябре 1938 года Народным комиссаром внутренних дел СССР Л. П. Берия некоторая часть дел была пересмотрена, в том числе и дело подследственного Трашутина. 2 февраля 1939 года его освободили с восстановлением на работе.

Практически сразу он получил самостоятельное и крайне ответственное назначение — главным конструктором специального конструкторского бюро Государственного дизельного завода №75 в Харькове, направлением которого было налаживание массового производства двигателя В-2. Решая эту задачу, Трашутин также работал совместно с главным конструктором завода М.И.Кошкиным над созданием танка А-32, полностью решая все вопросы, связанные с двигателем танка. Результатом стало рождение легендарного танка Т-34, на котором установили модернизированный вариант двигателя В2—34 мощностью в 500 л.с. Выполнил Трашутин и вторую модернизацию — двигатель В2-К для тяжелого танка КВ-2 (мощность — 640 л.с.). Вся работа велась в крайне сжатые сроки — уже в 1940 году оба танка и обе модификации двигателей были запущены в массовое производство.

В декабре 1940 года Иван Яковлевич Трашутин назначен заместителем главного конструктора Конструкторского бюро по серийному производству завода № 75. На этой должности он сконструировал двигатель В2-СН с наддувом.

В начале Великой Отечественной войны по постановлению Государственного Комитета Обороны завод №75 был эвакуирован их Харькова в Челябинск. Трашутин покинул Харьков с последним эшелоном, едва не погибнув при одной из бомбёжек — бомба попала в дом, где он находился. Через несколько часов Трашутина откопали из-под развалин без сознания.

В Челябинске на базе Харьковского, Кировского и местного тракторного заводов был создан мощный танкостроительный комбинат — Челябинский Кировский завод (ЧКЗ), ставший известный во всём мире под названием Танкоград. С октября 1941 года И.Я.Трашутин — главный конструктор по моторостроению ЧКЗ и специального конструкторского бюро № 75, которое ему довелось возглавлять следующие 40 лет жизни. Первой задачей стало развёртывание эвакуированных производств и скорейшее начало производства двигателей. Её решили в немыслимо короткие сроки — через 35 дней с момента прибытия на Урал первого эшелона из Харькова был собран первый дизель.

В годы войны под руководством Трашутина СКБ №75 решило целый ряд важнейших задач. Во-первых, дизельный двигатель В2—34 непрерывно улучшался под все модицикации танка Т-34, значительно увеличена его мощность и надёжность (внесено более 750 крупных изменений в конструкцию двигателя, его гарантийный срок повысился на 33%). Во-вторых, в 1943 году был создан новый двигатель В2-ИС для тяжелого танка ИС-2, он отличался улучшенными эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью. В третьих, в 1944 году создан новый дизельный двигатель В11-ИС3 для тяжелого танка ИС-3. В четвёртых, созданы двигатели под иные образцы боевой техники.

За годы войны неоднократно выезжал в действующую армию, чтобы на месте изучать опыт танковых боев, вскрывать слабые места созданных им двигателей и вырабатывать конструкторские решения для их устранения. Также написал учебное пособие «Рекомендации по эксплуатации двигателя В-2 и его модификаций», которое всю войну печаталось массовыми тиражами и рассылалось в части действующей армии, учебные полки и танковые училища.

21 января 1945 года Ивану Трашутину присвоено воинское звание «инженер-полковник». 30 апреля 1945 года за выдающиеся заслуги в создании и усовершенствовании конструкции танковых дизелей СКБ по дизелям №73 награждено орденом Ленина.

В послевоенный период под руководством И.Я.Трашутина создан двигатель КДМ-46 (Кировский дизельный мотор, 1946г.) для трактора С-80 (Сталинец-80). Дизель В-2 был приспособлен для самых разнообразных нужд народного хозяйства, в том числе для рыболовецких судов, нефтебуровых установок, стационарных и передвижных электростанций, земснарядов, другой техники. Дизели Трашутина выпускались не только в СССР, но и в зарубежных странах, где они изготавливались по лицензии. Большой удачей конструктора стал двигатель В-404С для антарктического снегохода «Харьковчанка» (машина, которая работала в условиях разреженного воздуха, сверхнизких температур), ставший родоначальником целого семейства двигателей для работающей в холодных условиях техники. Впервые в стране был создан двигатель В-748 для дизель-электрического трактора ДЭТ-250 (это было одно из самых неординарных решений конструктора, изобиловавшее новаторскими и смелыми находками). Этот двигатель стал основным для отечественных дизель-электрических тракторов.

Оcновным направлением работы главного конструктора Трашутина оставалось создание и внедрение в производство новых образцов специальных дизелей для боевой техники: дизеля В-12 и его модификаций (эти двигатели считаются лучшими в мире танковых двигателей как по абсолютным, так и по удельным показателям), двигателя В-54 и его модификаций, форсированного В-55 и его модификаций (этот двигатель на долгие годы стал базовым для бронетанковой и другой специальной техники страны) и др.

За выдающиеся заслуги в развитии отечественного моторостроения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1966 года Ивану Яковлевичу Трашутину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1960-х годах КБ Трашутина приступило к созданию первого в СССР турбопоршневого дизеля. Итогом стало рождение двигателя В-46 для танков Т-72 и последующих поколений боевых машин.

Всего при участии и под руководством Трашутина создано 87 только основных типов двигателей для военной техники, в том числе для легких, средних, тяжелых танков, артиллерийских тягачей, самоходных артиллерийских установок, бронетранспортеров, плавающих танков и бронемашин, гусеничных и колесных шасси под ракетные комплексы, паромно-мостовые машины, специальные артиллерийские и ракетные шасси, самоходные орудия. А кроме того, в народном хозяйстве на двигателях Трашутина работали и продолжают работать самоходные подъемные краны, гусеничные экскаваторы, вездеходы, транспортные путеукладчики, котлованные машины, многие типы тракторов.

За выдающиеся заслуги в развитии отечественного моторостроения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1976 года Ивану Яковлевичу Трашутину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и второй золотой медали «Серп и Молот».

В 1981 году Иван Яковлевич Трашутин вышел на пенсию по состоянию здоровья, оставив в Челябинске мощное конструкторское бюро и созданную им школу двигателестроителей. Жил в городе-герое Ленинграде. Скончался после длительной тяжелой болезни 6 марта 1986 года. Похоронен на Богословском кладбище Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Почетный гражданин Челябинска (19.09.1978). В Тракторозаводском районе Челябинска в 1983 году установлен бронзовый бюст дважды Героя Социалистического Труда И. Я. Трашутина.

Патриотический интернет проект «Герои Страны»

Добавить комментарий