Васильченко (Панасенко) Степан Васильевич

Степан Васильченко

Степан Васильевич Васильченко (Панасенко) родился 8 января 1879 года в в городке Ичня на Черниговщене в бедной семье ремесленника.

Трудовая атмосфера, в которой рос Васильченко, учеба в Коростишевской семинарии и Глуховском учительском институте накануне и во времена революционных событий 1905 года, “неспокойная”, по его словам, работа “неблагонадежного” учителя в сельских школах на Киевщине и Полтавщине, а также усиленный интерес к народному творчеству, к поэзии Шевченко, мировой классике, — все это способствовало обогащению жизненного и творческого опыта будущего писателя.

В литературный процесс Васильченко включился зрелым творцом со своим собственным поэтическим голосом в 1910 году, когда появились в печати такие оригинальные его произведения, как “Мужицька арихметика”, “Вечеря”, “У панів”, “На чужину”, “Циганка”, пронизанные любовью к человеку труда, утверждением веры в победу социальной справедливости. Этому предшествовали годы становления мировоззренческих, эстетических взглядов писателя, напряженных поисков идей и форм художественного осмысления действительности.

Не случайно одной из основных тем творчества Васильченко, является жизнь народных учителей, которая была ему — педагогу по специальности и призванию — особенно близка.

“Записки вчителя” (1898-1905) и другие дневниковые записи, куда Васильченко, систематично “заносив свої учительські жалі та кривди”, стали документальной основой многих реалистичных новелл и рассказов.

Дебютировал писатель на литературной ниве рассказом “Не устоял” (1903). Позднее писатель значительно доработал этот рассказ и опубликовал на украинском языке под названием “Антін Вова” (1910) (в последующих изданиях — “Вова”).

В 1910-1912 годах Васильченко пишет и печатает цикл новелл и рассказов, посвященных учительской теме – “Вечеря”, “З самого початку”, “Божественна Галя”, “Над Россю”, “Гріх” и другие.

Проблема воспитания нового человека значительной мерой обусловила обращения Васильченко к художественной отработке детской тематики, органично связанной с произведениями про учителей. Глубокое понимание психологии ребенка позволило Степану Васильченко показать в своих произведениях интересный, поэтический духовный мир ребенка. Невозможно без волнения читать психологические этюды писателя – “Дощ”, “Дома”, “Волошки”, “Петруня”, рассказы – “Роман”, “Увечері”, “Свекор”, “Басурмен” . Оптимизм автора с особой выразительностью проявился в одном из лучших его произведений, посвященных детям, — “Циганка”.

Небольшой цикл в творчестве Васильченко составляют рассказы, в которых речь идет про одаренные натуры из демократических низов, о судьбах народных талантов (“На хуторі”, “У панів”, “На розкоші” и др.).

Настроения возбужденного революционными событиями села отразил Васильченко в новелле “Мужицька арихметика”, которая относится к лучшим произведениям писателя-реалиста.

Жесткую правду жизни сельской бедноты раскрывает Васильченко в новелле “На чужину”. В новелле “Осінній ескіз” (“Із осінніх спогадів. Ескіз”, 1912) он ставит вопросы глубже, социально объемнее — путь сельской молодежи в революцию.

Отдельный цикл в художественной доработке Степана Васильченко составляют произведения, написанные под впечатлением от Первой Мировой войны, в которой писатель принимал участие с 1914 года до Февральской буржуазной революции. В “Окопному щоденнику”, рассказах “На золотому лоні”, “Під святий гомін”, “Отруйна квітка”, “Чорні маки”. Васильченко изображает ужасы империалистической войны, мрачные будни людей в серих солдатских шинелях.

Интересной страницей наследия Степана Васильченко являются драматические произведения, преимущественно одноактные пьесы, которые тематически и многими художественными приемами органично близки его прозе (например, пьеса-шутка “На перші гулі”).

После победы Октябрьской революции Васильченко включается в процесс творения социалистической культуры. В рассказах, посвященных советской современности (“Приблуда”, “Червоний вечір”, “Авіаційний гурток”, “Олов’яний перстень”), писатель показывает зарождение чувства коллективизма в психологии юных граждан, поэтизирует романтику труда как творчества.
Много работает Степан Васильченко в советское время и над произведениями о жизни дореволюционного прошлого (“Петруня”, “Талант”, “Віконце”, “Осінні новели” ). Показательный в этом плане – цикл “Осінні новели” (посвященный 1905 году), который Васильченко создавал, с 1923 года, на протяжении почти десяти лет. Одна из художественно наисовершенных новелл цикла — “Мати” (“Чайка”).

Творчество Степана Васильченко в советское время отличается расширением тематического и жанрового диапазонов, о чем сведетельствуют, кроме написанных в 20-е годы драматических произведений (“Минають дні”, “Кармелюк” и других), киносценарии по фольклорным мотивам, фельетоны, цикл “Крилаті слова”, переводы произведений российских писателей – Гоголя, Лескова, Короленко, Серафимовича. Особого внимания заслуживает замысел Васильченко создать большую биографическую повесть о Тарасе Шевченко. К сожалению, из пяти запланированных частей он успел завершить только первую — “В бур’янах”.

Некоторые даты

27 декабря 1878 (8 января 1879) – родился в городе Ичня (ныне Черниговской области).

1888–1893 – учился в Ичнянской начальной школе.

1895  – поступил в Коростишевскую учительскую семинарию, которую закончил в 1898 году.

19 декабря 1903 (1 января 1904) – впервые напечатал рассказ «Не устоял (Из жизни народного учителя)» в «Киевской газете».

1904 – поступил в Глуховский учительский институт.

1905  – оставляет институт и выезжает на Донбасс, где учительствует в с. Щербиновка (ныне – город Дзержинск Донецкой области).

1906 – арест за участие в рабочих забастовках и пребывание в тюрьме.

1908 – больного тифом Васильченко полевой суд оправдал за отсутствием доказательств и освободил из Бахмутской тюрьмы, категорически запретив учительствовать. Возвращается в Ичню, где зарабатывает частными уроками.

1910–1914 – заведующий отдела театральной хроники газеты «Рада».

Во время Первой Мировой войны мобилизован в армию. Был (до Февральской революции 1917 года) командиром саперной роты на Западном фронте.

1919 – жил в Каменец-Подольском, где по заказу Симона Петлюры написал рассказ «Про жидка Марчика, бідного кравчика». Также написал сатирическое произведение «Про козака Ося і москаля Ася».

1920 – путешествовал с хоровой капеллой «Думка» по городам и селам Левобережной Украины.

1921 – работал в Киеве воспитателем и заведующим детского дома.

1921—1928 — учительствует в школе имени Ивана Франко.

11 серпня 1932 – ушел из жизни в Киеве.

Перевод с украинского Евгения Лавриненко (dN)

Добавить комментарий